?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Принято считать, что советская система образования была одной из лучших в мире. А мне хочется сказать, что была не система образования, а система натаскивания. В головы детей вталкивали объём знаний без объяснений, куда и каким образом их можно применить.
Помнится, мне в университете на технический перевод попался отрывок из учебника по химии. Очень странно было читать простейшие (на мой взгляд) задания на практической работе.



Там не только разбирали химическую реакцию и проводили её в пробирке, но и был целый ряд прикладных заданий. "Как с помощью этой реакции удалить пятно с одежды?". "Как с помощью этой реакции ускорить приготовление еды?" и т.п. И на этой лабораторной работе дети должны были реально удалить пятно с куска ткани.
Я, тот самый продукт советского образования, не понимала, зачем на уроке тратить время на тряпочки с пятном, если за то же самое время можно провести в пробирке ещё пару химических реакций и записать в тетрадке. Сейчас я хорошо понимаю, что тех детей готовили к реальной жизни, а мы получали набор знаний, который по окончании школы просто вылетел из головы.

Кроме того, поборники и адепты "советской системы образования" забывают, что кроме объёма знаний, детей ещё и нашпиговывали пропагандой, начиная с детских яслей. Книжки о дедушке Ленине, стихи о счастливом советском детстве. В школе - все поголовно октябрята, потом - пионеры. "К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!". Общественное всегда ставилось выше личного, а думать о себе и заботиться о своём благополучии считалось стыдным и недопустимым. "Прежде думай о Родине, а потом о себе".

Система чётко и методично готовила стадо рабов, которое с детства привыкло повиноваться и не умеет отстаивать свои убеждения. А о том, чтобы что-то изменить и помыслить было нельзя. Главное правило - не высовываться.

Советская система образования и система воспитания не могли существовать друг без друга. Пропагандой были пропитаны все учебники, начиная с учебников по истории и заканчивая учебниками по математике, где в условиях задачи упоминалось о социалистическом соревновании или о сборе макулатуры пионерами отряда.

Когда эта государственная система рухнула, рухнула и система образования-воспитания.

И до сих пор у нас или пытаются реанимировать старую систему в новых реалиях или придумать велосипед что-то "своё". Что получается, можно увидеть на примере многих выпускников российских школ.

Главным итогом воспитания и образования должно быть формирование личности, которая мыслит нестандартно, готова к работе в команде и умеет так работать. Личности, которая может предложить нестандартное решение проблемы и не боится в одиночку противостоять группе. Личности, которая готова к реальной жизни.

Мне, как бывшему педагогу, поработавшей и в системе советского, и в системе российского образования, тема воспитания Личности особенно интересна. Поэтому я с огромным интересом прочитала книгу Анатолия Ермолина "Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени", выпущенную издательством Альпина Паблишер.

Нет, в книге не только разбираются недостатки современного образования. Автор делится своим опытом.

Анатолий Ермолин руководил лицеем-интернатом "Подмосковный", основанным Михаилом Ходорковским. Воспитанники лицея напрямую участвовали в управлении своим учебным заведением. У лицея была собственная Конституция и собственная валюта. То есть, внутри лицея была построена модель общества, которым руководили и в жизни которого активно участвовали воспитанники.

Детей готовили к жизни в конкурентной среде, готовили к реальным жизненным ситуациям, учили справляться с жизненными проблемами.

Опыт "Новой цивилизации", "Лиги дела", "Навигаторов третьего тысячелетия" стоит взять на вооружение, если мы хотим воспитать Личность, а не исполнителя.

Никто, кроме современной молодёжи, не сможет вытащить страну из той ямы, куда она скатилась. Поэтому формирование лидерских качеств, творческой активности, воспитание автономной личности - главные задачи.

А закончить мне хочется словами Михаила Ходорковского, сказанными им в предисловии к книге: "Дети и их воспитание, их будущее – вот важнейшая часть любого нашего поступка, любой нашей жизненной цели. Так запрограммировано природой, так устроил Бог, только так мы и можем исполнить свое предназначение."

Последние записи в журнале

  • Королевский детский сад

    С чем ассоциируется долина Луары? Конечно, с огромным количеством замков Французской знати. Я уже рассказывала об известных и не очень замках,…

  • Шоколад для памяти

    Когда-то, в юности, я прочитала, что для тренировки памяти нужно выучивать в день по одному стихотворению. Мне эта идея понравилась и я несколько…

  • Грузинские домики кума Тыквы

    Меня друзья и родные спрашивали, что меня зацепило в Грузии кроме природных красот и древних построек. Может, какие-то грузинские особенности…

  • Увидеть Грузию и...

    Итак, мы вернулись. И сегодня целый день я отвечаю на вопросы друзей и знакомых. Как добирались? Какая дорога? Были ли трудности при прохождении…

  • Воспитание или...

    Уже несколько дней наблюдаю за поведением людей в Батуми. Мы живём у чудесной женщины, которая просила называть её по отчеству - Камиловна. Ни одна…

  • Ущелье Мачахела

    Сегодня мы устроили себе экскурсию в Мачахельское ущелье. Оно расположено на юге от Батуми и начинается в устье рек Мачахела и Чорохи. Посмотрели…

promo gal_an july 6, 2013 11:00 37
Buy for 20 tokens
Сегодня и завтра все будут вспоминать Крымск. Трагедия произошла в ночь с 6 на 7 июля. Я помню, как утром в ленте твиттера увидела об этом сообщения, потом страшные видеоролики последствий затопления. Интервью властьимущих напрягали. Было видно, что ли изворачиваются и врут напропалую. Пострадавшие…

Comments

( 78 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
alkopona
11 мар, 2017 10:27 (UTC)
Интересная книга
gal_an
11 мар, 2017 10:32 (UTC)
Всё на личном опыте автора.
remch_ch
11 мар, 2017 10:31 (UTC)
Книжка любопытная! можно почитать! )
gal_an
11 мар, 2017 10:32 (UTC)
Там много интереснейших идей.
*** - remch_ch - 11 мар, 2017 10:35 (UTC) - Развернуть
bagira_belaya
11 мар, 2017 10:32 (UTC)
полезно почитать такое
gal_an
11 мар, 2017 10:32 (UTC)
Да, полезно. И не только учителям, но и родителям.
tanafi
11 мар, 2017 10:52 (UTC)
ПРопаганда и идеалогия везде есть,сейчас это уроки по религии
gal_an
11 мар, 2017 13:13 (UTC)
А разве не нужно знакомить детей с основами религий? Как они тогда поймут культуру Средневековья. например.
*** - tanafi - 11 мар, 2017 14:10 (UTC) - Развернуть
*** - gal_an - 11 мар, 2017 14:16 (UTC) - Развернуть
alexkolos
11 мар, 2017 10:54 (UTC)
А разве мы все изначально не личности?))
parus28
11 мар, 2017 11:08 (UTC)
Нет, изначально мы человеки. Личностью не рождаются.
*** - gal_an - 11 мар, 2017 13:13 (UTC) - Развернуть
parnyuk
11 мар, 2017 11:14 (UTC)
Зачатки системы самоуправления и участия школьников в управлении и в советское время были. Сейчас, конечно, больше простора для манёвра у школьных администраций.
kwakin_misha
11 мар, 2017 11:25 (UTC)
может быть, может быть.
*** - staruschka57 - 11 мар, 2017 11:26 (UTC) - Развернуть
*** - gal_an - 11 мар, 2017 13:14 (UTC) - Развернуть
*** - gal_an - 11 мар, 2017 13:13 (UTC) - Развернуть
*** - parnyuk - 11 мар, 2017 16:10 (UTC) - Развернуть
*** - gal_an - 11 мар, 2017 16:16 (UTC) - Развернуть
livejournal
11 мар, 2017 11:30 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
rjbina
11 мар, 2017 11:46 (UTC)
В советское время основную нагрузку в воспитании личности несли школа, комсомол, общественность.. А сегодня это полностью ложиться на семью. Если раньше нужно было только родить, то сейчас нужно воспитать, поставить на ноги и дать путёвку в жизнь.
gal_an
11 мар, 2017 13:15 (UTC)
Но ведь в этой книге как раз рассказывается о лицее, где всё это было. И о целой системе, в которой участвовало более 2000 школ.
staruschka57
11 мар, 2017 12:26 (UTC)
Как воспитать личность? да никак!
Личность есть изначально. Откорректировать в случае нужды ее может только личность большего масштаба, а где ж таких для поточного школьного производства набрать?

А когда школа вместо арифметики и дисциплины начинает личности производить, то образуются сплошь девушки Дианы из передачи Малахова. И попробуйте ей сказать, что она не личность - такой визг поднимется. А чё, отличнейшая личность получилась, и с командной работой справляется, что характерно. И контраагент ее, которого посадили, тоже...э...личность. Не побрезговавшая пьяным телом, и если б телу 18 оказалось, он вообще был бы белым и пушистым.

Короче, ничего школа никому не должна и не может. Нигде.
gal_an
11 мар, 2017 13:15 (UTC)
Не согласна. Иначе не было бы таких школ, куда стремятся попасть.
chanych_85
11 мар, 2017 13:20 (UTC)
Никто, кроме современной молодёжи, не сможет вытащить страну из той ямы, куда она скатилась. - что то сомневаюсь я в этом...
gal_an
11 мар, 2017 13:21 (UTC)
А кто сможет?
Или молодёжь, или уже этой стране никто не поможет.
*** - chanych_85 - 11 мар, 2017 13:33 (UTC) - Развернуть
*** - gal_an - 11 мар, 2017 13:36 (UTC) - Развернуть
*** - chanych_85 - 11 мар, 2017 16:11 (UTC) - Развернуть
irsenas
11 мар, 2017 13:46 (UTC)
правильные мысли и выводы
gal_an
11 мар, 2017 14:16 (UTC)
Спасибо за поддержку.
fromnorthcyprus
11 мар, 2017 14:43 (UTC)
Систему воспитания и обучения помню прекрасно Все испытал.)
gal_an
11 мар, 2017 16:14 (UTC)
Поэтому и нужны нетривиальные идеи.
ilyavaliev
11 мар, 2017 15:04 (UTC)
Очень спорно все
gal_an
11 мар, 2017 16:14 (UTC)
Конечно. Но если ничего не делать...
gal_an
11 мар, 2017 17:11 (UTC)
Именно. Но хорошо, когда детям помогают создать свой мир, ничего не навязывая.
chanych_85
11 мар, 2017 15:52 (UTC)
Никто, кроме современной молодёжи, не сможет вытащить страну из той ямы, куда она скатилась. - что то сомневаюсь я в этом...
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 78 комментариев — Оставить комментарий )