?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Какова цена свободы?

Этот пост я "вынашивала" долго.
С того самого момента, когда увидела в Таиланде "Дорогу смерти".
Ассоциации и параллели возникли мгновенно.
И я решила, что именно так расскажу об этом - как это делаю сейчас. В посте будет симбиоз из впечатлений об одном, очень сильном фильме и моего взгляда на реальное место событий.






Когда японцам, во время Второй мировой войны, в 1942 году, понадобилось проложить железную дорогу из Бангкока в Бирму, в качестве рабочей силы они решили использовать военнопленных. Около 180 тысяч азиатских каторжников и 60 тысяч военнопленных антигитлеровской коалиции строили Дорогу Смерти. Строительство железной дороги началось практически одновременно с двух сторон в июне 1942 года. 17 октября 1943 года обе линии соединились.

От жестокого обращения, голода, нехватки питьевой воды и тропических болезней при строительстве этой дороги погибло более 16 тысяч военнопленных. Среди умерших военнопленных насчитывалось: 6318 британцев, 2815 австралийцев, 2490 нидерландцев, 356 американцев и несколько канадцев.

Строительство Тайско-Бирманской железной дороги было признано военным преступлением. Хироси Абе — надзиратель лагеря для военнопленных Сонкрай был признан виновным в смерти 3000 заключённых и приговорён к 15 годам тюрьмы.

Самая известная часть дороги — мост номер 277 через реку Кхвэяй. Первый деревянный мост через эту реку был закончен в феврале 1943 года, железобетонный мост был построен в июне. Авиация союзников несколько раз пыталась разрушить этот мост, но лишь 2 апреля 1945 года мост 277 был разбомблен. После окончания войны две центральные секции были восстановлены в Японии и переданы Таиланду по репарациям.

Именно этот мост я видела своими глазами...





У моста очень сильная энергетика. Наш гид признался, что не любит сюда водить экскурсии, ему становится реально плохо на этом месте.





Пока мы ходили по мосту, в голове прокручивались сюжеты из военных воспоминаний свидетелей тех событий и кадры из фильмов "Мост через реку Квай" (1957) Дэвида Лина и "Последняя война" (2001) режиссёра Дэвида Каннингэма.
И тогда я решила, что обязательно расскажу об этом...



А теперь, параллели с фильмом "Последняя война / To End All Wars". Фильм основан на автобиографии капитана Эрнеста Гордона «Through the Valley of the Kwai».



После того как в 1942 году англичане сдали Сингапур японской императорской армии, шотландский Аргайлский полк почти в полном составе, включая всех офицеров и даже подполковника Маклина, попал в плен, в лагерь Канчанабури, затерянный в джунглях Таиланда. Японцы использовали Таиланд в качестве базы в войне с Англией и США в Азии и на Тихом океане. Боевые действия проходили и в Бирме, которая тогда относилась к Британской империи. Для снабжения войск японцы решили строить ж/д в Бирму и далее в Индию. В начале 40-х у руководства Страны Восходящего Солнца были еще самые радужные перспективы относительно грядущего миропорядка. Для работ они использовали пленных солдат противника (англичан, американцев, австралийцев и др.), а также местных жителей. Всего на строительстве участка в 415 км длиной работало около двухсот тысяч человек. Примерно половина из них при этом погибла.

У англичан существует жесткое разделение между офицерами и рядовыми. Прямой разговор между ними практически невообразим. Для непосредственного командования рядовыми используются сержанты и прочие низшие чины. Когда Англия вместе с другими странами обсуждала в Гааге права военнопленных, она настояла, что офицеры не могут быть привлечены к физическому труду (ведь в этом случае они оказываются в одной упряжке с рядовым составом). Отсюда нежелание пленных офицеров работать.

Японцы совершенно не понимают упрямства англичан. С их точки зрения после сдачи в плен любой солдат - и тем более офицер - предпочтет смерть позору плена. Японцев удивляет наглость, с которой офицеры заявляют о своих правах. Японские самураи прощаются с жизнью, идя в бой: смерть в бою становится ожидаемой и даже желанной. Самурай победил, если смерть не состоялась и - в следующий раз удастся хорошо закончить жизнь. Согласно кодексу чести, бой может закончиться только смертью самурая или победой, возможность пленения не подразумевается ни в коем случае. Япония (в силу национальной традиции) не подписала Гаагскую конвенцию...

Важной психологической линией фильма является конфликт между англичанами и американцами. Чопорные англичане считают американцев неотесанными дикарями. Но рядовые солдаты потянулись к капитану Гордону, бывшему студенту, который до войны мечтал стать учителем. Англичане совершенно справедливо показаны слишком прямолинейными, готовыми умереть, но не изменить правилам.





Описание фильма:
В 1941 году шотландский взвод под командованием полковника МакЛина в полном составе попал в японский лагерь для военнопленных, расположенный на территории Таиланда посреди непроходимых джунглей. Японцы, считая военнопленных потерявшими честь (предпочли плен смерти), требуют беспрекословного подчинения. Непослушание жестко наказывается. Сдерживая безумный порыв восстать против своих мучителей, шотландцы и другие пленные вынуждены строить стратегическую железную дорогу между Таиландом и Бирмой – во славу императора и во спасение самих себя... Основано на реальной истории изложенной, как кажется, почти документально Эрнестом Гордоном (Ernest Gordon), одним из участников описанных событий.

В финале – документальные съемки реальной встречи Эрнеста Гордона и его бывшего охранника Такаси Нагасе спустя несколько десятков лет.

Один из сильнейших антивоенных фильмов. Страдания человеческого тела и, что существенней, души, формы физического и духовного сопротивления в нечеловеческих условиях - содержание фильма. Правдиво показано противостояние разных, чуждых и, в данном случае, враждебных друг другу культур, о душевной слабости и несокрушимой силе духа, проявляемой с обеих сторон. Правы не только правые и нельзя понять личность, не учитывая культурных корней. В этом мире, лежащем во зле, слишком часто нет виновных, хотя виноваты все. Каждая культура имеет право на существование, но есть нравственный закон, которым определяются смыслы принимаемых нами решений и их последствия.


Тем, кто решится посмотреть, сразу говорю, что фильм просто шикарен, но очень тяжёлый. Я до сих пор прокручиваю в голове многие его сцены, хотя смотрела несколько лет назад. Фильм очень глубокий, сильный и настоящий.

Актёрский состав говорит сам за себя. Все актёры выложились на полную катушку. Роберт Карлайл, Кифер Сазерленд, Марк Стронг создали действительно яркие, запоминающиеся, живые образы. Их героям хочется сочувствовать, сопереживать с ними.





Трейлер.



И моё творческое осмысление фильма в этой старой работе, сделанной несколько лет назад для нашего французского блога.



Не люблю фильмы о войне. Очень редко их смотрю. Потому что для меня это всегда очень тяжело. Этот фильм смотрела, когда "отрабатывала" фильмографию одного из моих любимых актёров, Кифера Сазерленда. И потом очень долго находилась под впечатлением...
Моя оценка 10 из10.
Но пересматривать этот фильм не буду. Тяжело.

А знаете, что меня больше всего поразило в рассказе гида, когда мы осматривали Мост Смерти?
То, что американцы после войны забрали ВСЕХ своих погибших домой...
На кладбище, где похоронены погибшие военнопленные, нет американских солдат...

Википедия


promo gal_an july 6, 2013 11:00 40
Buy for 20 tokens
Сегодня и завтра все будут вспоминать Крымск. Трагедия произошла в ночь с 6 на 7 июля. Я помню, как утром в ленте твиттера увидела об этом сообщения, потом страшные видеоролики последствий затопления. Интервью властьимущих напрягали. Было видно, что ли изворачиваются и врут напропалую. Пострадавшие…

Comments

777099
14 фев, 2015 16:23 (UTC)
Ага-ага.
Япошкам ничего на ДВ не надо было, нефть они исправно качали на Сахалине до сентября 1945-го, у нас с ними всё было ОК (признайтесь, не знали этого).
А вот англицкие колонии очень даже нужны были; вообще Юго-Восточная Азия им намного интересней была.
Ну, а ещё америкосам, лягушатники там во Вьетнаме... Полно стервятников кружилось там и думали они отнюдь не о счастии местных народов...
Не всё ж в гамаках качаться, иногда и ж/д можно построить в качестве физкультуры!
gal_an
14 фев, 2015 16:28 (UTC)
Я даже пересказывать не буду. Можно просто в википедии почитать, как с нами япошки "дружили": https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E2%E5%F2%F1%EA%EE-%FF%EF%EE%ED%F1%EA%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0
777099
14 фев, 2015 16:35 (UTC)
А я и не говорил о дружбе.
У япошек не было планов на тот момент больших на ДВ.
Так что бились в тае отнюдь не за слезинку русского ребёнка.
А
gal_an
14 фев, 2015 16:40 (UTC)
Планы были, не было возможностей. Они выбрали бодаться с Англией и это уберегло СССР.
777099
14 фев, 2015 16:45 (UTC)
Вы в своём уме?
Разве выбирают с КЕМ бодаться?
Выбирают ЗА ЧТО бодаться!
В ЮВА люди, полезные ископаемые, лес. Инфраструктура.
Ничего этого на нашем ДВ не было!
gal_an
14 фев, 2015 16:51 (UTC)
Это не отменяет вего остального, всех плюсов для СССР.
777099
14 фев, 2015 17:02 (UTC)
Да причём тут вообще СССР?
Они добычу делили!
И поэтому этих горе-строителей ничуть не жаль.
Что вы всё СССР туда подкладываете?
gal_an
14 фев, 2015 17:05 (UTC)
Ваше право.
А мне жаль. Тайцы, например, их добрым словом вспоминают, в отличие от японцев.

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

Разработано LiveJournal.com