Когда слышу стенания о том, как тогда всё было хорошо, пшеница колосилась, коровы доились, куры неслись и народы дружились.
Эти молодые люди никогда не сталкивались с той всепоглощающей ложью и двуличием, которые процветали в Советском Союзе.
Из радиоприёмников неслись бодрые песни о свободном труде на благо отчизны, с экранов дикторы нам рассказывали о трудовых достижениях граждан Самой Мирной Страны и тяжёлой доле трудящихся в странах капитализма.
Нам, школьникам, было жаль этих трудящихся, которых нещадно эксплуатируют капиталисты и мы недоумевали, почему они не устроят у себя революцию, чтобы жить так же счастливо, как живём мы в СССР.
Помнится, как-то на уроке, когда учительница объясняла нам, как хорошо, что наши 15 республик живут дружно и счастливо, а вот в других странах такого счастья нет и они бы хотели к нам, в Союз... Я подняла руку и спросила, какие конкретно страны хотят "влиться в наш Союз"? Но учительница почему-то смутилась и разразилась бурной тирадой, из которой я узнала, что я вообще не должна задавать никаких вопросов, иначе разговаривать со мной будет директор школы, а присоединиться к нам хочет Болгария.
Особая история - политинформации. Они проходили каждый четверг. По очереди нам поручали подбирать статьи в газетах о событиях в стране и в мире. Мне было ужасно скучно слушать озаседаниях Политбюро ЦК КПСС и решениях пленумов Партии. Поэтому, когда подошла моя очередь, я подготовила вырезки из газет, где рассказывалось о разных забавных случаях и интересных явлениях. Обычно эти заметки печатали на последних страницах.
Это была самая весёлая политинформация. Но классному руководителю, всё же, пришлось исправлять положение и самому зачитывать статью о прошедшем пленуме ЦК Партии. Потом, один-на-один он попросил меня в следующий раз "делать как все".
"Как все", это делать вид, что мне интересна вся эта показуха и высокопарные слова с первых страниц газет. Что я верю, что наши "передовики" сами выполняют "пятилетку в четыре года", что мы на собраниях что-то решаем, что... много ещё всего подобного.
Ложь пронизывала жизнь советского человека с рождения до смерти.
Утром он просыпался под лживые бравурные марши, а вечером засыпал после очередной программы "Время".
Ложь адаптировали для маленьких детей, рассказывая им сказки про "дедушку Ленина" и "святочные рассказы" о том, каким честным, умным и добрым мальчиком был Володя Ульянов.
Потом, в школе, октябрятские звёздочки, учебники, с картинками и рассказами о том же "Самом человечном человеке", с картинками и рассказами о том, как плохо жилось до революции и как хорошо стало потом. "Житие дедушки Ленина" было обязательно к прочтению и запоминанию.
Пионеров уже готовили к взрослой жизни.Собрание отряда, на котором был обязательный доклад об очередном съезде или пленуме. После него рассказ о достижениях школьной дружины и бодрый рапорт о достижениях отряда. Большинство "достижений" высасывалось из пальца для отчётности или проводилось формально, для галочки. И все воспринимали это как само собой разумеющееся. Все знали правила игры.
Все слышали о равных правах и возможностях, все видели, что этого нет в реальности и все делали вид, что верят.
Люди просто привыкли ТАК жить. Говорить с оглядкой, собираться на кухне, чтобы сказать правду, слушать, заперевшись в своей комнате, "Голос Америки", пробивающийся сквозь глушилки.
И, чтобы не говорили про Горбачёва, при нём стало возможно НЕ ВРАТЬ. Только за одно это можно сказать ему спасибо.
А Советский Союз распался не из-за чьего то злого умысла. А потому, что был пропитан, склеен ложью. И когда ложь исчезла, он попросту развалился. И нечего здесь жалеть. Кто хочет поностальгировать, может просто оглянуться вокруг, мы стремительно движемся к СССР 2.0
Но, помните, что существует опасность, такая же, как тогда. То, что держится на лжи, разваливается, когда начинают говорить правду.
Journal information