А пока я могу выдохнуть и показать очередную подборку фотографий из столицы Португалии, города Лиссабона. Сегодня вы увидите одну из самых красивых церквей Европы и самую красивую церковь в стиле мануэллино.
Именно в этой церкви Святой Марии покоятся великий португальский поэт Камоэнс, умерший от чумы в 1580 году и великий путешественник и мореплаватель Васко да Гама.
Посередине - статуя Генриха Мореплавателя
Самый красивый и богатый, южный портал церкви создан мастерами Боитак и Жуан ди Каштилью.
ГРОБНИЦА КАМОЭНСА
Александр Городницкий.
У края католической земли,
Под арками затейливого свода,
Спят герцоги и вице-короли,
Да Гама и Камоэнс -- спят у входа.
Гробница Васко да Гама, которую создал Симан Жузё да Луш Суриану, - мраморная, ее поддерживают шесть лежащих львов. На ней рельефные украшения - герб Гамы, корабли и т. п., а Гама изображен таким, каким он был, по описанию Корреа, перед погребением в Кочине: обе его руки сложены в молитве. Надпись под самой крышкой - стих из четвертой песни "Лузиад" Камоэнса:
Partimos nos assi do sancto templo
Que nas praias do mar estd assentado.
(И мы отплыли от святого храма, основанного на берегу морском.)
Останки великого мореплавателя перевозили и перезахоранивали множество раз, но теперь Васко да Гама, после многих скитаний, покоится на том самом месте, где он стоял коленопреклоненный и молился в маленькой церкви Риштеллу.
Гробница Камоэнса находится с другой стороны от входа.
Сведения о жизни Камоэнса чрезвычайно скудны и иногда противоречивы. Считается, что Камоэнс родился в 1524, предположительно в Лиссабоне. Он происходил из старинного и богатого галисийского рода, один из членов которого, Васко Пирес де Камоэнс (Vasco Pires de Camões), в 1370 г. бежал по политическим причинам в Португалию. Он выдавался не только как храбрый воин, но и как блестящий поэт-трубадур. Дед поэта по материнской линии, Антао, был женат на родственнице Васко да Гама. По некоторым сведениям, мать Камоэнса, дона Ана (Ana de Sá e Macedo), умерла очень рано; отец его, Симао (Simão Vaz de Camões), женился вторично и уехал в Индию капитаном корабля. Близ Гоа он потерпел кораблекрушение и вскоре умер, весть о чём дошла в Лиссабон только в 1553 г.
Луч в витраже зажёгся и погас.
Течение реки неумолимо.
Спит Мануэль, оставивший для нас
Неповторимый стиль "Мануэлино".
Король, он в крепостях своей страны
Об Индии далёкой думал страстно,
Его гробницу чёрные слоны
Несут сквозь время, как через пространство.
Рождённые для чести и войны,
Подняв гербы исчезнувшего рода,
Спят рыцари у каменной стены,
Да Гама и Камоэнс -- спят у входа.
Придав убранству корабельный вид,
Сплетаются орнаменты, как тросы.
Спят под скупыми надписями плит
Торговцы, конкистадоры, матросы.
Неведомой доверившись судьбе,
Чужих морей пригубив злые вина,
Полмира отвели они себе,
Испании -- другая половина.
Художников не брали в океан,
Но нет предела дерзостному глазу:
Сплетения бамбука и лиан,
Зверей и птиц, не виданных ни разу,
Они ваяли, на руку легки,
Всё в камень воплотив благоговейно,
О чём им толковали моряки
Над кружкой лисбоанского портвейна.
Встаёт и снова падает заря.
Меняются правители и мода.
Священники лежат у алтаря,
Да Гама и Камоэнс -- спят у входа.
Окно полуоткрыто. Рядом с ним
Плывут суда за стенами собора.
Их бережёт Святой Иероним,
Высокий покровитель Лиссабона.
Сверкает океанская вода,
Серебряные вспыхивают пятна.
И мы по ней отправимся туда,
Откуда не воротишься обратно.
Но долго, пробуждаясь по утрам
И глядя в рассветающую темень,
Я буду помнить странный этот храм
Со стеблями таинственных растений,
Где каждому по истинной цене
Места посмертно отвела природа:
Властитель и епископ -- в глубине,
Поэт и мореплаватель -- у входа.
Церковь просто воздушная. И опять, мне вспоминаются и видятся мотивы, которые использовал Гауди при строительстве Саграда Фамилия. Вот эти своды, уходящие в небеса и растительные орнаменты, которые так органично смотрятся на мощных колоннах, делая их совершенно лёгкими и невесомыми.
А какие там витражи...
Монастырь Жеронимуш и эта церковь просто обязательны для посещения, если вы когда-то попадёте в Лиссабон.
Уверена, не пожалеете.
Journal information