Она родилась в 1915 году, в семье крестьянина, Семёна Антипина. Жили они в местечке, "Глинищево", в доме из двух комнат с земляным полом. Дом этот был построен без фундамента, да так и простоял почти сто лет. Я однажды была в этом доме - низкие потолки, чёрные стены и земляной пол, твёрдый, как камень.
Я уже рассказывала историю о том, как я нашла запись о рождении своей бабушки в архиве.
Она была третьей дочерью в семье. После неё родилась ещё одна сестра, младше бабушки на два года. Детей у Антипиных было больше, но они умирали в младенчестве.
Жили бедно. Все дети помогали по хозяйству, свой огород, куры.
Бабушка рассказывала, как однажды ей покупали новые ботинки. Это было целым событием. Они с отцом пошли в город, в магазин на центральной улице. Выбрали ботинки, которые были им по карману. Жёлтые, из свиной кожи, на три размера больше - на вырост. Бабушка была счастлива. И убежала в этих ботинках гулять с подружками, хвастаться обновкой. И, конечно же, промочила и испачкала обувь. Она рассказывала, что по приходу домой, отец жестоко поколотил её этими ботинками, по спине, по голове, по всему, что попало под руку. Этот случай из своей жизни она помнила до самой старости...
Рассказывала, что на четырёх сестёр у них было две пары валенок и в школу и на прогулки они ходили по очереди. Закончили по 4 класса школы, что тогда считалось достаточным. И бабушку отдали в няньки, сидеть за еду и постель с чужими детьми. Так она прожила в няньках три года.
Вышла замуж, родила сыночка и он, не прожив и года, умер. Бабушка всегда навещала его могилку, когда бывала на кладбище. Второй сын родился слабеньким и всю жизнь бабушка переживала за его здоровье. А он вырос, закончил муз.училище и уехал в другой город. Бабушку навещал не часто, писал письма и слал открытки.
Но муж у бабушки рано умер и она осталась одна с маленьким сыном на руках. Чтобы быть сытыми и устроить ребёнка, бабушка пошла работать нянечкой в детский сад. Да так и проработала там всю жизнь.
Второй раз вышла замуж за моего деда и родила сына, моего отца.
Во время войны дед попал в лагеря, а бабушка осталась с двумя детьми, без помощи и поддержки. Работала в яслях, чтобы младший сын был сыт и устроен, сдавала кровь и несла домой выданные за это продукты, чтобы накормить детей.
Дед вернулся только в 1948-м, едва живой. Работал на той же фабрике, откуда его забрали. Умер в 58 лет, не дожив до пенсии. Отбитые почки и "убитый" желудок - последствия Колымы.
Бабушка осталась одна. Через год ей пришлось забрать из своего дома отца, он почти ослеп и не мог сам себя обслуживать. Помню деда Семёна, полностью седого, с белой, как одуванчик головой. Он ходил с палочкой, всегда в ватнике и валенках, даже летом. Любил выйти на балкон и посидеть на солнышке. Прожил дед Семён 90 лет. Хоронила его тоже моя бабушка.
Не смотря на все жизненные трудности моя бабушка Соня всегда была жизнерадостной и активной.До самой старости у неё были "поклонники". Помню, как она рассказывала о том, как "выбирает" себе кавалера. Если брюки наглажены, есть стрелочки и обувь начищена, значит, хороший дед, можно с ним иметь дело.)))
А ещё, бабушка через всю жизнь пронесла веру в Бога. Когда ещё это считалось пережитком прошлого, у бабушки в углу висели иконы и лежал набор открыток-иллюстраций к Библии. Помню, что меня, маленькую девчонку, поразила открытка с отрубленной головой Иоанна Крестителя на блюде. На обратной стороне открыток был текст того места из Библии, которое иллюстрировал рисунок-гравюра.
И мы с бабушкой ходили в единственную, открытую у нас в городе церковь. Ходили по праздникам. Бабушка всегда надевала белый платочек и лучшее платье.
Мы вставали рано, когда ещё никакой транспорт не ходил, и шли пешком через весь город. У церкви стояла милиция. Народа всегда было очень много, стояли даже во дворе церкви. Но детей пропускали вперёд и проводили за оградку, где их не могла помять толпа. Мы сидели на ступеньках, смотрели на службу и слушали хор.
Хорошо помню, как люди встречали нового, молодого Владыку Амвросия, которого недавно назначили в нашу область. Он служил у нас до 75 лет и благословлял уже мою дочь.
А после службы и причастия, было самое вкусное - просфора и сладкая водичка. Этого момента, наверное, ждали больше всего.))
Вот такие воспоминания пришли в этот день, когда православные христиане вспоминают святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию.
Journal information