Дикторы трагически-торжественными голосами рассказывали о военном перевороте в Чили, которая "встала на путь построения социализма", о репрессиях и зверствах чилийской военной хунты. Наверное, это испанское словечко "хунта" именно с тех пор вошло в лексикон пропагандистов и до сих пор широко используется. Хотя, слово само по себе безобидное, означает просто "союз, собрание".
Я хорошо помню, как по ТВ показывали митинги на заводах, в институтах, в каких-то других организациях. Главным лозунгом было "Свободу Луису Корваллану". Это был генеральный секретарь компартии Чили. На мой взгляд, такой же упёртый, как Че Гевара, но не такой кровожадный.
Но вернёмся к событиям 11 сентября 1973 года.
Это был не просто военный переворот, когда кучка офицеров пытается захватить власть. Это была масштабная, хорошо продуманная военная операция. Разом были захвачены
Жуткая история. И всем в СССР было ясно - так душат свободу.
А если посмотреть, следствием ЧЕГО явился этот военный переворот. Почему высшие офицеры решили взять власть в стране в свои руки?
Сальвадор Альенде был избран как представитель блока Народного единства, в надежде, что он сможет улучшить жизнь народа. Он был сторонником умеренных социалистических идей и наметил ряд социальных реформ в стране. Но постепенно Альенде всё больше и больше попадал под влияние радикального крыла "Народного единства", которое было представлено Социалистической партией Чили, завёл тесную дружбу с Кубой и Советским Союзом и стал всё активнее продвигать социалистические идеи.
В стране, взявшей курс на социализм, была проведена национализация частных банков, медных разработок и некоторых промышленных предприятий.
К сентябрю 1973 года в госсекторе и под контролем государства находилось свыше 500 предприятий, которые давали около 50% валовой продукции промышленности; государству принадлежали 85% железнодорожной сети. Было экспроприировано 3,5 тысяч земельных владений общей площадью в 5,4 млн. га, которые была распределены среди безземельных и малоземельных крестьян. Под контролем государства находилось около 70% внешнеторговых операций.
Сальвадор Альенде сознательно шёл, по примеру СССР и других соцстран к построению плановой экономики.
Недовольные этим Международные корпорации, фактически, установили экономическую блокаду Чили. Были закрыты внешние источники финансирования и кредитования. Естественно, все эти действия проводились с одобрения США, которым вовсе не нужен был такой антогонист в Южной Америке.
Недовольны были не только иностранные корпорации, но и чилийская гражданская оппозиция.
В стране разразился кризис. Начались массовые забастовки и почти ежедневные манифестации.
В блоке Народного единства тоже постоянно были скандалы и грызня.
Чтобы стабилизировать обстановку, в 1972 году Альенде приглашает в правительство военных. И это дало свои результаты.
Но в марте 1973 года проходят парламентские выборы и блок Народного единства получает почти половину голосов избирателей. Теперь они могут блокировать любые жёсткие решения Президента.
В стране всё больше набирают влияние радикальные группировки. Чили сотрясает от непрекращающихся забастовок.
Именно в это время Группа чилийских военных начинает захват власти.
11 сенятября 1973 года в 6.20 утра Сальвадор Альенде узнал, что военный флот Вальпараисо взбунтовался. Он попытался связаться с командующими другими войсками, но никто из них не отвечал. Президент понял, что начинается переворот и обратился по радио к гражданам. Это было последнее выступление Сальвадора Альенде перед народом Чили.
А в 8.30 по радио уже звучало обращение хунты к народу:"«Прокламация военной правительственной хунты! Учитывая чрезвычайно серьезный экономический, социальный и моральный кризис, подрывающий страну… президент республики должен немедленно передать свои высокие полномочия чилийским вооруженным силам и корпусу карабинеров. Чилийские вооруженные силы и корпус карабинеров едины в своей решимости взять на себя ответственную историческую миссию и развернуть борьбу за освобождение отечества от марксистского ига и за восстановление порядка и конституционного правления. Рабочие Чили могут не сомневаться в том, что экономические и общественные блага, которых они добились на сегодняшний день, не будут подвергнуты большим изменениям. Печать, радиостанция и телевизионные каналы Народного единства с этого момента должны прекратить передачу информации, иначе они будут подвергнуты нападению с суши и с воздуха. Население Сантьяго должно оставаться дома во избежание гибели ни в чем не повинных людей. Коммюнике подписали: от вооруженных сил Чили генерал Аугусто Пиночет, адмирал Хосе Торибио Мерино, генерал Густаво Ли; от корпуса карабинеров генерал Сесар Мендоса»."
В стране настало время репрессий. Стадион "Чили" и Национальный стадион в Саньяго были превращены в концлагеря. Через эти и другие лагеря прошли тысячи людей.
Несомненно, тот военный переворот стал трагедией для народа Чили. Десятки тысяч людей подвергались пыткам и репрессиям, многие были вынуждены уехать из страны. Говорят об 1 миллионе вынужденных мигрантов, а это почти 1/10 часть населения страны.
Генерал Пиночет находился у власти долгих 17 лет.
Сам глава хунты утверждал: «Ни один листок не шелохнется в Чили, если Я не захочу этого». Дон Аугусто любил говорить, что он «надел на Чили железные штаны».
Годы его правления называют кровавыми и в то же время говорят об "экономическом чуде" Пиночета. Действительно, за те годы, что у власти были хунта и Аугусто Пиночет, Чили шагнула вперёд в своём развитии. Даже Президент Patricio Aylwin Azоcar, пришедший в результате выборов на смену Пиночету, признавал его заслуги в улучшении экономики страны.
Можно не сомневаться, что так и было. При диктатуре поднимать экономику гораздо проще, чем при демократии, меньше сопротивление людей и их, людей, можно использовать, как расходный материал. Мы это видели на примере "экономического чуда Германии" при Гитлере и на примере "экономического прорыва СССР" при Сталине. Количество жертв, положенных на алтарь таких "чудес" в расчёт не принимается.
Забавно и наводит на некоторые мысленные параллели тот факт, что В 1978 г. диктатор провел всенародный референдум о доверии к себе, получив в свою поддержку 75% голосов. Пресса назвала это значительной политической победой Аугусто Пиночета, который умело использовал настрой чилийцев против США, впрочем, вероятность фальсификации со стороны хунты тоже не исключалась.
И как у любого диктатора, в Чили есть поклонники и противники Пиночета. Но тем не менее, в Чили, например, есть дорога, названная его именем.
Пара слов об упомянутых фигурантах этого "дела".
Аугусто Пиночет был арестован в Лондоне, куда приехал на лечение. Его судили. Суды тянулись долго. И умер он своей смертью от онкологии в декабре 2006 года.
Луиса Корвалана обменяли на советского политзаключённого Буковского в 1976 году и привезли в СССР. Тогда была ещё частушка:
"Обменяли хулигана на Луиса Корвалана.
Где бы взять такую б@дь, чтоб на Брежнева сменять"
Корвалан нелегально вернулся в Чили в августе 1983 года. Это стало возможным после его обращения в ЦК КПСС и принятого в 1983 году закрытого постановления Политбюро и трёх проведённых пластических операций, изменивших его внешность. По поддельному паспорту профессора из Колумбии вылетел в Будапешт, а оттуда — в Буэнос-Айрес, после чего перебрался в Чили, где в течение шести лет, до падения диктатуры Пиночета, жил и работал на нелегальном положении.
А в 1989 году, после падения диктатуры, он опять тайно выехал из Чили, чтобы уже официально вернуться. Умер в Сантьяго в 2010 году.
И в тему - чилийская песня с названием-девизом, который известен всему миру.
На испанском. И на русском.
Вы спросите, к чему это я вспомнила Альенде, Корвалана, Пиночета и иже с ними?
Я просто хотела написать пост о музее Пабло Неруды и как-то так получилось, что мысли ушли совершенно в другую сторону. Впрочем, те события имеют прямое отношение к народному поэту Чили. Но об этом уже в следующий раз.
Journal information