Дескать, тогда трудно жилось, не было стабильности.
Но тогда было ощущение внутренней свободы.
Можно было говорить и шутить на любые темы.
Про власть, про церковь.
И никто не обижался, шутка была просто шуткой, в ней не искали подтекста и не выковыривали "желание оскорбить или унизить" какую-то социальную группу.
На власть можно было рисовать карикатуры и писать фельетоны. Митинги не разгоняли дубинками и не увольняли людей за "неудобную" статью в газете.
Когда же и почему всё изменилось? Почему сейчас все гражданские свободы скукожились до неприлично маленького размера?
Всё просто. Авторитарный режим, как раковая опухоль, прорастает в свободное пространство и заполняет его своими правилами и требованиями, насаждая ложь, ненависть и страх.
Это происходит постепенно, на первый взгляд, незаметно. Но когда мы оглядываемся назад и сравниваем, только тогда понимаем что и сколько потеряли.
А самое главное - мы потеряли внутреннюю свободу. Сейчас, прежде, чем что-то сказать или написать, много раз подумаешь, как это сделать, в какой форме и какими словами.
Вернулся тот самый "эзопов язык", который широко применялся во времена СССР. Люди часто стараются говорить о той или иной проблеме, даже не называя её конкретно или применяя для обозначения событий или персонажей "кодовые" слова.
Помните, как в Гарри Поттере, "тот, кого нельзя называть".
Это стандартный путь, типичное состояние людей в условиях подобных режимов.
Но, самое главное, люди просто физически не могут долго находиться в таком положении неопределённости и в постоянном стрессе. Всё это заканчивается или неврозом, или резким выходом из этого состояния с выплеском накопившейся, сдерживаемой энергии.
Пружину нельзя закручивать бесконечно. Она или ломается, или бьёт в лоб.
Journal information